Плюсы и минусы франчайзинга
На сегодняшний день франчайзинг в России развивается быстрыми темпами. Тем не менее, у большинства предпринимателей возникает вопрос: "А стоит ли сегодня покупать или продавать франшизу?" Сегодня мы рассмотрим, насколько выгоден франчайзинг как для франчайзи, так и для франчайзера в настоящее время.
Преимущества франшизы для франчайзи
Что получает предприниматель, покупающий франшизу, помимо поддержки от франчайзера. К основным плюсам франчайзинга для франчайзи относится:
▪ Возможность работать под известным именем. Франчайзи не стоит беспокоиться о продвижении и развитие своего бренда. За него это уже сделал франчайзер. Это значит, что вы получаете вывеску, визитки и при необходимости даже форму в едином стиле, который известен потребителям.
▪ Отсутствие необходимости искать новых поставщиков. Франчайзер предоставит весь список рабочих контактов.
▪ Отсутствие необходимости обдумывать малейшие детали бизнеса, включая поиск сырья или оборудования, настройку торговой точки.
▪ Минимальные затраты на рекламу. Правильный франчайзер – это узнаваемый бренд. Его имя будет работать на всех франчайзи. Более того, многие франчайзеры часто устраивают рекламные туры для своих франчайзи. Данная практика является особенно распространенной в туристическом бизнесе.
▪ Низкий уровень конкуренции в регионе. Как правило, франчайзер очень детально продумывает распределение партнеров по всей территории Российской Федерации. Обычно франчайзер имеет по 1 франчайзи в каждом регионе.
▪ Отсутствие необходимость проводить самостоятельно маркетинговое исследование. Франчайзер уже провел большую работу, проанализировал рынок при составлении своей бизнес стратегии. Вам остается только взять и использовать его модель.
▪ Бесплатное обучение и всесторонняя поддержка франчайзера. В каждой солидной компании существует команда поддержки, состоящая из маркетологов и аналитиков. Они помогают франчайзи понять концепцию и стратегию бренда, объясняют наиболее эффективные способы продвижения, а также обучают молодых сотрудников.
Тем не менее, покупка франшизы – это не только плюсы, но и минусы. Как говорится, у медали две стороны.
Минусы франшизы для франчайзи
• Тотальный контроль. Успех франчайзера напрямую зависит от действий франчайзи, поэтому желание франчайзера следить за каждым шагом вполне оправдано, однако для франчайзи это значит ограничение свободы действий.
• Условия о "неконкуренции". Заключая договор с франчайзером, франчайзи не может открывать в регионе конкурирующие предприятия или сотрудничать еще с одним франчайзером в данной сфере.
• Ограниченный список поставщиков. Франчайза не может самостоятельно выбирать поставщиков, он обязан приобретать товары только у тех компаний, которые вошли в список, предоставленный франчайзером.
• Право франчайзера расторгнуть договор в одностороннем порядке. Если франчайзер решит, что партнер не устраивает его по каким-то причинам, он может расторгнуть договор в одностороннем порядке, независимо от желания франчайзи. На практике такая ситуация случается очень редко.
• Непредвиденная ликвидация компании-франчайзер или смена руководства. От этого никто не застрахован. Особенно часто такие ситуации случаются в период кризиса.
• Крупные инвестиции на первоначальном этапе, а также регулярный платеж. Франчайзи должен понимать, что приобрести франшизу бесплатно невозможно. Франчайзи обязан заплатить паушальный взнос при покупке, а также ежемесячно платить франчайзеру процент (роялти).
Как видите, количество минусов и плюсов у франчайзинга примерно одинаковое. Поэтому вам следует взвесить все за и против перед покупкой франшизы. Возможно, для вас более прибыльным вариантом будет открытие собственного дела.
Что касается франчайзеров, то продажа франшизы также имеет как преимущества, так и недостатки.
Плюсы франшизы для франчайзера
• Легкое масштабирование бизнеса в разных уголках России и даже в других странах при минимальных вложениях.
• Минимум рисков. Большинство рисков берет на себя франчайзер при развитии бизнеса в своем регионе.
▪ Большая узнаваемость бренда. Построение франчайзинговой сети – это верный способ увеличения целевой аудитории и узнаваемости бренда среди потребителей.
▪ Регулярный доход от продажи франшизы. При продаже франшизы франчайзер получает паушальный взнос, а также франчайзи обязан на регулярной основе платить франчайзеру процент от прибыли (роялти).
Минусы франшизы для франчайзера
• Никакой конфиденциальности. Продавая франшизу, франчайзер продает свои коммерческие секреты, бизнес модель и предоставляет франчайзи список всех рабочих контактов.
• Полная унификация счетов.
• Постоянный контроль за действиями франчайзи. Для каждого франчайзера создание имени – это тяжелая работа, поэтому очень важно следить, чтобы франчайзер не запятнал репутацию.
В случае франчайзера преимущества построения франчайзинговой сети являются очевидными. Если вы хотите быстро и легко масштабировать свой бизнес, вам стоит начать привлекать франчайзи. Главное – не пускайте всё на самотек. Вы должны всегда следить за тем, как франчайзер использует ваше имя.