Проверка франшизы на надежность

Франшизу обязательно следует проверять на надежность, так как рисков, которые могут подстерегать начинающего бизнесмена, действительно много. А риски в коммерции, как правило, ведут к финансовым потерям. Для проверки надежности выбранной франшизы следует начать с изучения всех документов и данных, которые были предоставлены франчайзером. При этом не стоит пренебрегать профессиональной помощью со стороны юристов.

Поговорим о самых распространенных ошибках, которые допускаются при покупке франшизы.

Есть ли права на товарный знак

Суть франчайзинга заключается в приобретении клиентом бренда компании с ее технологическими особенностями бизнес-процесса, готовыми коммерческими предложениями и других инструментов, способствующих успешному развитию начинающего бизнеса. Так как потенциальный франчайзи приобретает права на товарный знак компании, то в первую очередь нужно проверить, а есть ли изначально такие права у самого франчайзера?

Как уже раскрученные торговые марки, так и только набирающие обороты бренды не могут дать гарантии будущего стопроцентного успеха. И даже большое количество уже проданных ранее франшиз не гарантирует успешность компании. Возможно, это повод задуматься о том, а не желает ли франчайзер, который находится на грани разорения, улучшить свои финансовые дела с помощью доверчивых бизнесменов-новичков, которые спешат потратить свои деньги.

Основная проблема франчайзинга в России заключается в том, что франчайзинговый рынок переполнен ложными компаниями, которые рассчитывают на неопытность начинающих франчайзи и на их нежелание изучать рынок франшиз.

особенности франчайзинга

Встречайтесь с франчайзером

Плюсы франчайзинга заключаются в минимальных рисках, связанных с финансовыми потерями, а также возможность конкуренции в условиях рынка даже на начальном этапе работы. Опытные франчайзеры должны быть заинтересованы в том, чтобы предоставить новичку-франчайзи необходимую для успешной работы информацию. Для этого назначаются личные встречи, консультации, переговоры.

Если франчайзер постоянно отказывается от встреч или предлагает увидеться не в офисе, а на нейтральной территории, не предоставляет договор франчайзинга для изучения, то это повод насторожиться.

При этом важно самому понимать, как работает схема франчайзинга, изучить все особенности и тонкости данной формы предпринимательства, а не надеяться на третье лицо, которое должно будет сказать: что хорошо, а что плохо. Порой достаточно просто созвониться с франчайзером или написать ему письмо, попросив выслать индивидуальное коммерческое предложение и договор для ознакомления.

Если Ваш франчайзер не желает выходить с Вами на контакт, то в этом могут крыться 2 причины:

  • фирма не оказывает услуги франчайзинга;
  • по ту сторону работают аферисты.

Низкая цена франшизы — признак обмана

Франшиза никак не может стоить слишком дешево. Стоимость товарного знака складывается из нескольких составляющих:

  • регистрация и получение разрешительной документации;
  • обучение персонала;
  • реклама и страхование и другие.

Если франшиза стоит мало, то настораживать должно два аспекта. Во- первых, за счет каких денежных средств бренд покрывает расходы, которые требуются на поддержанием имиджа и сохранение собственности, то есть работающие объекты. Во-вторых, если компания не способна обеспечить поддержку своего бренда и покрыть и текущие издержки, то стоит ли вообще платить за такой бизнес?

Быстрая окупаемость — это ловушка

Изучая коммерческое предложение от франчайзинга, следует обращать внимание не только на историю торговой марки, способы поддержки франчайзи и т. д. Здесь важен финансовый вопрос, а именно, суммы требуемых инвестиций, расчет платежей (роялти, паушальный взнос) и прочие затраты. Как бы ни были прекрасны рассуждения о том, что все окупится через пару месяцев, в реальности полученных от работы франчайзи средств за этот период хватить всего лишь на покрытие взноса.

Добросовестный франчайзер еще на этапе обсуждения предстоящего партнерства объяснит, что срок окупаемости зависит не от прекрасных слов и обещаний, а от того, насколько правильно и эффективно франчайзи выстроит работу.

особенности франчайзинга

Франчайзи друг для друга: враги или друзья

Фрашчайзинг сам по себе сопряжен с рисками как со стороны франчайзера, которому придется делиться с новичком своими разработками и инновациями в бизнес-процессах, так и со стороны франчайзи, который инвестирует в бренд свои личные денежные средства. Поэтому перед тем, как подписать договор, стоит узнать у франчайзера о уже работающих по франшизе партнерах, их имена и адреса объектов, статистические данные относительно новых заключенных договор и прекращенных.

Получив адреса и контакты работающих партнеров, Вы можете посетить один или несколько объектов, поговорить с реальными франчайзи. Исходя из рассказов Вы составите собственное мнение относительно работы бренда в целом и Вашего франчайзера в частности, поймете, все ли обязательства по договору выполняются, оказывается ли должная поддержка бизнесу. После этого сделать вывод о текущих бизнес-процессах и решиться на подписание договора о партнерстве станет проще.

А  если других франчайзи нет...

Вы можете столкнуться с такой ситуацией, когда других франчайзи у торговой марки нет. Здесь есть два пути развития событий. В первом, франчайзер может дать Вам телефоны якобы работающих уже по франшизе партнеров. Позвонив по ним Вы  действительно услышите положительные отзывы о работе, однако на деле эти номера телефонов могут быть выкупленными самим франчайзером, а на другом конце провода находятся подставные люди, не имеющие в реальности никакого отношения к франшизе.

Другой вариант — Вы первооткрыватель, то есть первый франчайзи, который будет работать под данным товарным знаком. С одной стороны это хорошая возможность на правах новичка получить внушительную поддержку от франчайзера, с другой — риск, связанный с возможной потерей денег при неудачном развитии еще «сырой» франчайзинговой сети. В этом случает стоит проверить документы, обращая внимание на дату регистрации фирмы и дату начала работы франшизы. Если они близки, то скорее всего обмана здесь нет и Вы просто являетесь первым франчайзи этого бренда.

Если Вы готовы на собственных ошибках выстраивать успешную бизнес-модель под эгидой данной торговой марки, то можно смело подписывать договор о партнерстве. Однако задумайтесь, может потратить эти силы на то, чтобы самостоятельно развиваться как индивидуальный предприниматель, а не тратить время на осуществление идей франчайзера?