Проверка надежности вашего франчайзера?

Покупка франшизы – это серьезный шаг, требующий от франчайзи глубокого анализа потенциального франчайзера. Выбрав неправильный вариант, вы рискуете потерять не только деньги, но и время.

Покупка франшизы: наиболее частая ошибка

Самая распространенная ошибка большинства будущих франчайзинг – это слепое доверие потенциальному франчайзеру. Вы должно узнать, есть ли у франчайзера права на фирменный знак, вправе ли он передавать права на бизнес третьим лицам?

Тем не менее, зарегистрированный товарный знак и известно имя бренда не всегда является гарантией успеха, хотя, конечно, узнаваемая марка чаще всего является более надежной, чем молодая компания. Более того, количество проданных франшиз может свидетельствовать как о преуспеваемости сети, так и о том, что бизнес франчайзера загибается, и он хочет получить хоть какие-то деньги с франчайзи.

особенности франчайзинга

Основная проблема отечественного рынка – это перенасыщение псевдофраншизами, созданными с целью обогащения за счет неопытных предпринимателей, у которых горят глаза, но нет ни единого реализованного проекта за плечами.

В условиях экономического кризиса, вызванного мировой пандемией, снова начали процветать пирамиды. Поэтому будьте очень внимательны при выборе франчайзера. Суть франчайзинга заключается в том, чтобы ваши риски как молодого предпринимателя были минимальны.

Пообщайтесь с франчайзером в живую

Каждый уважающий себя франчайзер всегда готов к общению с потенциальными франчайзи. Более того, франчайзер должен также проводить тщательную проверку кандидатур своих будущих партнеров. Как известно, в Российской Федерации не предусмотрен закон, регулирующий отношения между франчайзи и франчайзером. Поэтому большинство опытных предпринимателей используют Европейский Кодекс Этики Франчайзинга, в соответствии с которым "Франчайзер должен принимать в систему новых франчайзи только после разумной проверки кандидатов и при наличии у них основных навыков, образования, личных качеств и финансовых ресурсов, достаточных для ведения франчайзингового бизнеса".

Добросовестный франчайзер захочет пообщаться с вами лично во время консультации. Нежелание франчайзера встретиться с вами лично свидетельствует о его несерьезных намерениях и заставляет задуматься о его настоящих целях. Тем не менее, если франчайзер не хочет делиться с вами узкопрофильной информацией при первой встречи – это хороший знак. Значит он заинтересован в развитии своей сети и не хочет, чтобы кто-то без разрешения использовал его наработки. Однако если во время переговоров франчайзер настаивает на подписании предварительного договора, вы должны обязательно узнать следующие данные:

   ▪     цель данного договора;

        суммы возможного возмещения, если вы не выполните какой-то из пунктов договора.

Например, в договоре о неразглашении должен обязательно быть указан срок его действия, а также прописаны ситуации, при которых любая из сторон может его расторгнуть. Существует множество схем и форм франчайзинга, но основные правила ведения переговоров с франчайзером остаются неизменными при любом варианте.

Слишком низкая цена – повод для беспокойства?

С экономической точки зрения цена франшизы зависит от множества факторов, включая расходы на:

  • разработку и регистрацию товарного знака;
  • рекламу и страхование;
  • составление маркетинговой стратегии;
  • получение необходимых разрешений на работы;
  • дополнительные курсы для сотрудников;
  • аренду, охрану помещений;
  • защиту авторских прав.

Как правило, стоимость франшизы не должна превышать 9-11% от общих вложений в бизнес. Если сумма соответствует, то у вас не должно быть повода для беспокойства. Стоимость франшизы сети кофеин не может равняться стоимости франшизы огромной корпорации.

Срок окупаемости. Франшиза окупится за 1 день?

Окупаемость – вопрос, который интересует всех начинающих франчайзи. Срок окупаемости должен быть указан в коммерческом предложении, предоставленного франчайзером, наряду с размером паушального взноса, роялти, целью, миссией и историей компании. Не стоит рассчитывать на то, что все затраты окупятся в течение нескольких месяцев. Скорее всего, за это время вы сможете "вернуть" только взнос, а также окупить первые вложения в продвижения бизнеса. Любой проект развивается в рамках рынка, и вы должны готовы быть к тому, что придется много работать, чтобы достичь желаемого уровня. Примерный срок окупаемости составляет 6-12 месяцев.

особенности франчайзинга

Другие франчайзи – кто они: партнеры или конкуренты?

Согласно РАФ и здравому смыслу, следует запросить у потенциального франачайзера имена и адреса всех работающих франчайзи, а также статистику по их росту за последние несколько лет (по годам), а также сколько франчайзи и по каким причинам прекратили сотрудничество.

Конечно, франчайзер рискует, что кто-то воспользуется его

бизнес-моделью, однако потенциальный франчайзи также рискует потратить свои деньги и вложить их в "проект-пустышку".

Вам будет вполне достаточно пообщаться с несколькими франчайзи, чтобы понять, кто такой ваш франчайзер и его методы работы. Если вы не найдете общий язык с другими франчайзи, то не стоит расстраиваться. Реальную картину о франчайзере, вы можете узнать из документов, предоставленных им. Добросовестный франчайзер никогда не будет вас торопить, а даст достаточно времени для принятия решения. Только полностью доверяя франчайзеру, вы сможете ощутить все плюсы франчайзинга.

Что делать, если франчайзи еще нет?

Чаще всего информация, что у франчайзера нет франчайзи выясняется методом дедукции. Как правило, франчайзер без проблем представляет несколько телефонов действующих франшиз, владельцы которых очень позитивно отзывается о франчайзере. Однако практика показывает, что эти контакты могут быть подставными. Положительные отзывы в интернете также не следует принимать за чистую монету. Наиболее правильной тактикой будет анализ судебных исков франчайзера, так вы сможете понять, кто и почему перестал сотрудничать с данной компанией. Не совершайте ошибок, учитесь на чужих.